|
- С гимнастикой все само определилось. В детский сад пришла тренер,
попросила всех сделать «мостик». Я наклонилась вперед.
- А «мостик» - это назад?
- Да. Но оказалось, что у меня какая-то невероятная гибкость, и меня сразу
отобрали в школу художественной гимнастики. Тут детство и кончилось. Спортивная
школа - это очень серьезно: тренировки почти каждый день, соревнования. Потом
добавилась еще обычная школа. Я, правда, училась легко, была отличницей и
командиром класса.
- Это как?
- Мне доверяли речевки всякие говорить: «Октябрята - веселые ребята!» и
так далее.
- Как вы попали в Школу олимпийского резерва Дерюгиных?
- В 1986 году папу перевели работать в Киев. Он там один какое-то время
жил, потом, когда была готова наша; киевская квартира, к отцу приехала
мама, а перед майскими праздниками приехала я.
- То есть как раз накануне чернобыльской аварии?
- Да. Мы тогда в Киеве гуляли по Крещатику, была весна, красота. Тут все и
случилось. Меня вскоре отослали обратно к бабушкам и дедушкам в Донецк. Из
Киева вообще всех детей и стариков вывезли. Осталось только среднее поколение.
Родители то время вспоминают с улыбкой, потому что врачи прописывали всем
выпивать по литру красного вина в день. И люди, не обремененные детьми, целыми
днями ходили друг к другу в гости. Стояла изумительная погода, дома блестели на
солнце, потому что их каждый день поливали водой, и еще был небывалый урожай
клубники, она стоила копейки, потому что ее никто не покупал. Вот в таких
условиях меня привели в олимпийскую школу к Альбине Дерюгиной. Она погнула меня
во все стороны, помяла и велела приходить, когда вернусь из «ссылки». Через
год — все это время я писала из Донецка родителям слезные письма, чтобы они
меня быстрее забрали к себе - я пришла к Дерюгиной и попала... в настоящую
армию.
- Сколько вам было лет, когда вы начали заниматься гимнастикой
профессионально?
- Десять. Это было серьезное испытание. Например, чтобы научить меня тянуть
ногу, старшие девочки держали у меня
под вытянутой ногой иголки. Стой, как хочешь. И распорядок дня на сборах был
такой: подъем в шесть утра. Надеваешь на себя все спортивные костюмы, какие
есть, потому что зал холодный, и, лежа на полу, делаешь 36 упражнений - и
каждое из них по 36 раз. Три тренировки в день. Час на обед, потом -упражнения
на растяжку. Кладут тебя на бревно и растягивают. Ори сколько угодно - никто
не слушает. И за всякое непослушание - наказание. Опоздал на тренировку
-наказание, нашел патруль у кого-то в комнате под подушкой сухарь - всей
комнате наказание. Жили мы, между прочим, по пять человек в комнате. А
наказание - 200 «двойных» прыжков на скакалке. Я один раз так прыгала - руки
были стерты в кровь и никаких сил двинуться с места. Так и стояла, не шевелясь,
перед Дерюгиной, пока она поздравляла меня с тем, что я наконец поняла, что
такое настоящая работа.
- После всего этого родители не расхотели, чтобы вы становились
гимнасткой?
- Нет, мама считала, что гимнастика - это хорошо. Так бы и стала я
гимнасткой, если бы случайно в Мисхоре, где мы всегда отдыхали летом, кто-то из
балетных людей не посоветовал попробовать отдать меня в балетное училище.
Мисхор - место артистическое, там отдыхали актеры, я дружила с их детьми и,
честно говоря, очень им завидовала - такие они были свободные. Особенно по
сравнению с людьми спорта, который, как известно, лишает человека способности
фантазировать, ставит его в очень жесткие рамки.
- Ольга, вы уже тогда так разумно рассуждали?
- Нет, конечно. Тогда мне было 12 лет, и я не собиралась становиться
балериной. Я хотела стать ветеринаром. Потому что дома у нас животных не было.
Единственного хомяка, которого мне принес папа, мама выпустила. Сказала, что он
ушел. Я помню, что весь день стояла перед дверью и спрашивала, как же он
ушел, если \ щелей в двери нет.
- Но поступили все-таки в Киевское государственное хореографическое
училище?
- Сначала я поступала в питерское Вагановское училище. Меня там спросили,
чем я занималась. Я с гордостью сказала, что уже кандидат в мастера спорта по
художественной гимнастике. Зря сказала, гимнасток в Вагановском, оказалось,
ужасно не любят. Словом, когда мы вернулись, желания поступать в Киевское
училище у меня никакого не было. Что я и демонстрировала на экзаменах. В
результате поступила с самым высоким баллом и попала к замечательному
педагогу, воспитаннице питерской школы Валерии Ивановне Сулегиной.
- Кто учился вместе с вами в балетном классе?
- Света Захарова, она сейчас прима-балерина в Большом театре, Денис
Матвиенко - тоже
в Большом танцует. Валерия Ивановна нас научила не только танцевать, но и
думать, искусство понимать, книги читать. Она имела на учеников такое влияние,
что, когда мне мама говорила, что мне пора купить новый свитер, я отказывалась.
Ходила в одном и том же, мне ничего не нужно было, потому что это все
материальные блага, а они мешают искусству. Я даже в свой любимый Мисхор на
лето отказывалась ехать, потому что Валерия Ивановна сказала, что на море, на
все эти «отдыхи», ездят только ненастоящие актеры. А настоящие - ездят в деревню
и думают. Я собиралась поехать
в деревню, но родители не отпустили. Кончилось тем, что в Мисхоре я целый месяц
не выходила из номера - занималась.
Мы настолько были «ее» учениками, что когда у Валерии Ивановны случилась беда
- дочь попала в аварию и мы на год остались без педагога, то занимались сами -
никого другого нам не было нужно. И экзамены сдавали одни. Впервые за всю
историю училища дети готовились к экзамену самостоятельно.
Из ревности или по каким-то другим причинам Валерию Ивановну выжили из училища.
После этого Света Захарова уехала в Ленинград, нас раскидали по разным
классам. Но мы тайком занимались с Валерией Ивановной. У нее были знакомые в
цирке, и нас пускали заниматься на малом манеже. Готовились к конкурсам втайне
от всех. И свой последний номер на выпускном экзамене я готовила с ней. До сих
пор с Валерией Ивановной общаюсь, стараюсь помогать ей.
- Расскажите, что за история произошла с вашим отъездом в Германию, в
Штутгарт?
- Когда мы учились на предпоследнем курсе, в Киев приехал знаменитый
Штутгартский балет. Привез совершенно фантастическую постановку Уильяма
Форсайта. Мы все настолько «заболели» современной хореографией, что
осмелились прийти к директору балета и попроситься в его труппу.
Он сказал, чтобы мы прислали ему видеокассеты с нашими выступлениями. Мы
прислали. Двоих, меня и Оксану Буряк, дочку футболиста киевского «Динамо»,
приняли в школу при немецком театре. Директор лично гарантировал оплату учебы и
место в труппе после окончания школы.
Мы с Оксаной решили ехать. Нужно было пройти множество формальностей -
посольству Германии требовались гарантии вплоть до того, что мы не станем там
проститутками... И когда все формальности длиною в год были пройдены, виза
получена, билет куплен, номер в гостинице забронирован, я отказалась ехать в
Штутгарт. Накануне я познакомилась в Мисхоре с Лешей Якубовым
и Надей Бережной, артистами «Сатирикона», съездила к ним в гости в Москву.
Вернулась и отказалась ехать в Германию.
- Это была любовь?
- Нет, это была дружба. Просто я поняла, что мне интереснее будет
работать в Москве. Папа мою переменчивость не одобрил. Мама с таким решением
согласилась только потому, что Москва ей казалась ближе Германии. Оксана уехала
одна. А я окончила училище и уехала в Москву, в Музыкальный театр имени
Станиславского и Немировича-Данченко.
- Почему именно этот театр? Или в балетном мире принято начинать с него?
- Попасть в Большой - всегда большая проблема. Да и «Станиславского» на то
время был во многом лучше Большого. Так что я была счастлива попасть в этот
театр.
- Вас сразу приняли в труппу?
- Меня вообще не приняли, потому что я была толстая. Дмитрий Брянцев,
бывший главный балетмейстер театра, сказал, что возьмет меня, если я похудею на
пять килограммов. Я села на таблетки. У балетных людей есть страшные способы
худеть, порой очень рискованные. Словом, я очень быстро похудела, показалась
Брянцеву, при этом чуть не потеряла сознание у него в кабинете, но меня
приняли. После чего я опять растолстела, и на
сцену меня не выпускали. Началась депрессия: холодно, голодно и ничего не
происходит. Потом произошло...
- Вас пригласил в свой балет Гедиминас Таранда?
- Да. У него была своя труппа, но очень маленькая. И в последний момент
что-то случилось с солисткой, и предложили партию Людмилы в «Руслане и
Людмиле». Выучить ее нужно было за три дня, потому что театр уезжал на гастроли
во Францию. Я выучила. Правда, Гена лично со мной занимался. Он хороший педагог.
Неделю мы выступали в красивом городе Авиньон. В Новый год должны были
танцевать в Каннах. Но нас пригласили
перед этим в небольшой городок у подножия Монблана. И вместо того чтобы как вся
труппа сидеть на горе в кафе, наслаждаться солнцем, я решила скатиться с этой
горы на санках. Как ими управлять, я не знала, а затормозить силенок не
хватило. Въехала на трамплин, санки в воздухе перевернулись, я из них выпала и
рухнула спиной на лед. Когда пришла в себя, поняла, что я не чувствую тела. Вижу
голубое небо, голубые глаза Гены, слышу, он просит меня пошевелить ногой,
чтобы убедиться, что позвоночник цел. Было очень больно, но я пошевелила. Самое
интересное, что когда меня втащили на гору, Таранда уговорил еще раз
скатиться на санках, чтобы не было страха. И я вдвоем с ним - Таранда впереди,
я сзади - скатилась еще раз с этой горы. По дороге в Канны, где вечером у нас
был спектакль, я лежала в проходе автобуса. В Каннах вызвали врача, сделали
уколы, я вышла на сцену, и оказалось, что я не могу ногу даже на 45 градусов
поднять. Таранда нашел выход из положения - сказал, чтобы я танцевала только
свою партию и больше на сцену не выходила. Так что Новый год я встретила в
гримерке одна.
- Вы именно после этого случая ушли с балетной сцены?
— Нет. Хотя после Франции я долго даже ходить не могла. Но потом позвонил
Таранда и опять вытащил на сцену. Сказал: «Едешь с нами, будешь стоять в
массовке, мне не важно, что ты будешь делать, ты просто должна выехать, потому
что тебе это нужно». И я в массовке в «Жизели» постояла и как-то ожила.
- Вы так тепло говорите о Таранде. Это тот самый загадочный режиссер, с
которым у вас, как говорят, был роман?
- У нас не было романа.
- Вы общаетесь до сих пор?
- Нет, потому что я больше не танцую.
- Вам не жалко было прощаться с балетом?
- Балет остался мечтой. Я поняла, что становлюсь старше и надо что-то с
собой делать. Подруга-балерина утверждала, что у меня талант драматической
актрисы. Правда, этот вывод она сделала из того, что я умела расположить к себе
людей во дворе, на улице. Смешно, но я по ее совету записалась на экзамены в
Щукинское училище. Пришла на прослушивание и, миновав первый, второй и третий
тур, сразу попала в конкурс.
- Вы не готовились?
- Готовилась, конечно. Только после того, как я прочла свой подготовленный
отрывок из «Барышни-крестьянки» Пушкина, Родион Овчинников, на курсе которого я
потом училась, велел мне выбрать другое произведение: темперамента, сказал,
не видно. И посоветовал
«обкатать» монолог на экзаменах в других театральных вузах. Я пошла в ГИТИС на
курс Марка Захарова. Мне прямо с порога сказали «спасибо». Не понравилась.
Правда, потом, уже после Щукинского, приглашали в «Ленком». В Щепкин-ском я
дошла до третьего тура, но там не понравилось мне. В школе-студии МХАТ все было
неплохо, но как гражданке Украины предложили оплачивать обучение. Словом, я
вернулась в Щукинское, прочла темпераментно «В овраге» Чехова, и меня,
иностранку, наверное, противозаконно, взяли учиться бесплатно.
- Вы сразу поняли, что профессия актрисы - это ваше?
- Нет. Я даже в театре взяла академический отпуск, чтобы подстраховаться,
если окажется, что это не мое. То, что мне нравится учиться, я поняла после
первого курса. Что из меня может что-то получиться - после третьего, когда меня
взяли сниматься в полнометражную картину «Смерть Таирова». Борис Бланк -
трудный режиссер, он кричал на меня, а я закалялась, потому что рядом были
настоящие звезды - Демидова, Петренко, Казаков. Когда Демидова со мной только
заговаривала, я уже была счастлива. Михаил Михайлович до сих пор меня помнит,
недавно звал меня на пробы в свою картину. Приятно. От того, что в меня
поверили, снимают в кино, все у меня стало в училище получаться. На этой волне
появились «Прекрасные люди» по «Месяцу в деревне» Тургенева, где я играла
Наталью Петровну. Студенческий спектакль, который нам предложили потом играть
в театральном центре на Страстном, и он там шел вплоть до прошлого года. А могла
бы так и закончить училище, не раскрывшись. Я никаких особенных надежд не
подавала.
- Вы были замужем, но ни в одном интервью не сказали, кем был ваш первый
муж... Это такая страшная тайна?
- Он был одноклассником моей близкой подруги Яны Соколовской. Она нас и
познакомила. Мы прожили полтора года, потом расстались. Иногда встречаемся.
- Сейчас вы...?
- ...живу в своей собственной маленькой квартирке-студии, где, увы,
протекает газовая колонка.
- У вас были роли в больших фильмах. Сейчас, безостановочно снимаясь в «Не
родись красивой», вы не чувствуете себя прикованной к галере?
- То, что я не могу сама распоряжаться своим временем, -вот сегодня в семь
вечера я должна позвонить на студию и только тогда узнаю, что буду делать
завтра, - не страшно. Хуже, что эта работа постепенно превращается в рутину.
Впрочем, когда интересный режиссер, и в сериале можно найти, что сыграть.
- А была бы свобода, чем бы вы первым делом занялись?
- Попробовала бы рисовать.
- У вас есть дома мольберт?
- Нет, мольберта у меня нет, но я хотела бы рисовать.
- Что мешает?
- Понимаю, грех жаловаться на отсутствие свободного времени. Многие актеры
готовы на все, лишь бы была работа... Но я и не жалуюсь. Хотя уже хочется
перевести дух. В подвале, где снимается сериал, всегда одинаковое освещение,
ты теряешь чувство времени, не знаешь даже, идет ли на улице снег, дождь или уже
весна и светит солнце.
- Вы родителям помогаете?
- Конечно.
-Как?
- Финансами... к сожалению. Давно у них не была.
- Мама к вам приезжает?
- Редко.
- Она довольна тем, как складывается ваша творческая жизнь?
- Конечно, она радуется за меня. Но, честно сказать, она была бы
счастлива, если бы я жила в Киеве и играла в театре Леси Украинки.
Беседовал Сергей Викторов
|